ОАО  " 13 Электрическая сеть "
Гарантирующий поставщик электроэнергии
Телефон: 41-70-46 41-70-79.
Friday, 19 April 2024 г.

Основные положения Правил функционирования розничных рынков

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий" (далее – Правила) разработано в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьей 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…".

Правила также предусматривают внесение изменений в ряд действующих нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, а также поручения федеральным органам исполнительной власти по разработке сопутствующих нормативных актов.

Правила содержат положения о порядке заключения и исполнения публичных договоров на розничном рынке и примерный договор поставки электрической энергии для населения.1 Правила устанавливают основы взаимодействия на розничном рынке электроэнергии участников розничного рынка, к которым относятся гарантирующий поставщик, энергосбытовые организаций, производители, сетевые организации и потребители электроэнергии.

Центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии будут свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя.

Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Правила определяют порядок назначения и смены гарантирующих поставщиков. Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:

  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
  • оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";
  • хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" – типичный пример – предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

 

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Правила предусматривают одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими поставщиками – осуществить разделение сбытовой и сетевой деятельности. Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.

В случае назначения гарантирующим поставщиком организации, которая не является участником оптового рынка электроэнергии, она обязана получить статус субъекта оптового рынка до 1 января 2008 года. В противном случае такая организация до 1 января 2008 года должна будет покупать электроэнергию у другого гарантирующего поставщика – субъекта оптового рынка, чья зона деятельности охватывает территорию соответствующего субъекта Российской Федерации. Собственно, в каждом регионе это будут энергосбытовые организации, созданные при реорганизации АО-энерго. После 1 января 2008 года организации, не получившие статус субъекта оптового рынка, лишаются статуса гарантирующего поставщика.

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация – если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

  • в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).
  • на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

 

Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Правилами предусмотрено, что до 1 января 2008 года на всей территории Российской Федерации должны быть проведены первые конкурсы на получение статуса гарантирующего поставщика. Это необходимо для обеспечения конкуренции за потребителей электроэнергии, повышения качества обслуживания потребителей и сокращения издержек. Конкурс предполагается проводить каждые три года. Главным критерием для определения победителя конкурса является необходимая валовая выручка2 для осуществления деятельности гарантирующего поставщика, которую заявляет участник конкурса. В случае его победы именно валовая выручка, с учетом индексации, будет принята при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на трехлетний период. Если победитель очередного конкурса не выявлен, действующий гарантирующий поставщик продолжает осуществлять свою деятельность.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих случаях:

  • если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам;
  • если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;
  • если он заявляет о своей ликвидации;
  • если в отношении него запущены процедуры банкротства;
  • а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.

Правилами закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене (в 2007 г. около 95%), а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен (в 2007 гг. около 5%). Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" информации о средней стоимости единицы электрической энергии, сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, услуги НП "АТС" и РАО "ЕЭС России", сбытовой надбавки.

Это позволит осуществлять либерализацию цен на розничном рынке синхронно с процессом либерализации на оптовом рынке, будет стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время защитит потребителей электрической энергии от его неосторожной ценовой политики.

При этом для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам!

Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электрической энергии населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены – стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

Правила определяют и иные особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок действий энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

Правила также предусматривают синхронизацию с жилищным законодательством Российской Федерации и определяют порядок приобретения организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства электрической энергии для оказания коммунальных услуг по электроснабжению. Кроме того, установлено, что гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации осуществляют поставку электрической энергии гражданам, только если они проживают в частных жилых домах или осуществляют в соответствии с жилищным законодательством непосредственное управление многоквартирным домом.

Правилами определены особенности деятельности производителей электрической энергии на розничных рынках. В отношении производителей электрической энергии, которые соответствуют количественным критериям, предъявляемым к субъектам оптового рынка, но таковыми не являются, установлено, что с 1 января 2007 года они могут поставлять электрическую энергию только гарантирующим поставщикам, в границах зоны деятельности которых они расположены, по цене, не превышающей стоимость покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке. Это продиктовано необходимостью их стимулирования к получению статуса субъектов оптового рынка, где созданы прозрачные условия для конкуренции производителей и существуют механизмы по контролю за предоставлением ими мощности своего генерирующего оборудования.

Правилами усилены требования к учету электроэнергии, определены расчетные способы, применяемые при отсутствии приборов учета, установлена ответственность потребителей за нарушение работы приборов учета. Установлена обязанность потребителей по точному планированию объемов потребления электроэнергии и ответственность за потребление электроэнергии в большем или меньшем объеме по сравнению с запланированным.

Также в Правилах четко описаны правила введения частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе, для предотвращения или ликвидации аварий, а также по причине нарушения потребителями электроэнергии порядка оплаты электроэнергии.

 


1. Примечание: в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого обратившегося. Для таких – публичных договоров Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (такое право дано Законом "Об электроэнергетике").

2. Необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (ст.2 гл.I Постановления Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации №109 от 26 февраля 2004 года).


 
« Пред.