вторник, 24 октября 2017 г.
Основные направления реформирования электроэнергетического сектора России

Реформирование оптового рынка электроэнергии (мощности)

1 сентября 2006 г. вступили в силу новые правила функционирования рынка электроэнергии (мощности).
По новым правилам, вместо регулируемого сектора и сектора свободной торговли на оптовом рынке внедрена система регулируемых договоров между продавцами и покупателями электроэнергии.
Первые регулируемые договоры заключались на срок до 31 декабря 2006 г. С 2007 г. начинается заключение долгосрочных договоров на срок от 1 года и дольше.
Объемы покупки/продажи электроэнергии по долгосрочным регулируемым договорам будут ежегодно уменьшаться. Это обеспечит постепенное расширение сферы действия конкурентных отношений на оптовом рынке электроэнергии и переход к полностью конкурентному оптовому рынку. Доля электроэнергии, продаваемой по регулируемым ценам с 1 января 2007 г., зафиксирована в правилах оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода и составляет 95% от объема прогнозного баланса производства и потребления. В соответствии с решением Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. предусматривается поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам, начиная с 5% с 1 января 2007 г., далее 10% - с 1 июля 2007 г., 15% - с 1 января 2008 г., 25% - с 1 июля 2008 г., 30% - с 1 января 2009 г., 50% - 1 июля 2009 г., 60% - с 1 января 2010 г., 80% - с 1 июля 2010 г. и до 100% - 1 января 2011 г.
Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам в рамках свободных двусторонних договоров и рынка "на сутки вперед". По свободным двусторонним договорам участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основа рынка "на сутки вперед" - проводимый НП "АТС" конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Если происходит отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке.

Реформирование розничных рынков электроэнергии

Одновременно с запуском нового оптового рынка электроэнергии (мощности) Постановлением Правительства были утверждены правила функционирования розничных рынков на переходный период реформирования энергетики. В соответствии с правилами, центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности. Условия заключения контрактов с потребителями гарантирующих поставщиков определяются правилами функционирования розничных рынков.
Наряду с гарантирующими поставщиками, продажу электроэнергии розничным потребителям осуществляют и другие энергосбытовые компании, условия договоров с которыми не регулируются.
С момента ввода в действие новых правил работы оптового и розничных рынков осуществляется трансляция нерегулируемых цен оптового рынка на розничные рынки - электроэнергия, приобретенная сбытовыми компания на оптовом рынке по нерегулируемым ценам, продается конечным потребителям также по нерегулируемым ценам. Это положение не касается сбыта электроэнергии населению, который до окончания переходного периода реформирования осуществляется по всему фактическому объему поставленной электроэнергии только по регулируемым ценам.

Решение проблемы перекрестного субсидирования
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 г.", подписанным Президентом России 21 декабря 2006 г., на решение проблемы межрегионального перекрестного субсидирования в электроэнергетике выделено 15 млрд. рублей. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности реализации в нескольких регионах "пилотных" проектов по ликвидации межпродуктового субсидирования (субсидирования потребления электроэнергии населением за счет потребителей – юридических лиц).

Структурные преобразования в электроэнергетике

Совет директоров РАО "ЕЭС России", по состоянию на 1 февраля 2007 г., одобрил проекты реформирования 71 АО-энерго (50 проектов реализовано по "базовому" и 14 по "небазовому" варианту, в процессе реализации 7 "небазовых" проектов реформирования). Разделены по видам деятельности 65 АО-энерго, в том числе все, реформируемые по "базовому" варианту. Процедуру государственной регистрации прошло 261 новое общество, созданное в процессе реорганизации ДЗО РАО "ЕЭС России".
На фондовом рынке торгуются акции 56 созданных компаний, в том числе 41 сбытовых, 11 генерирующих и 4 распределительных сетевых компаний

Консолидация объектов Единой национальной электрической сети (ЕНЭС)

Продолжается процесс консолидации магистральных сетевых активов. По состоянию на 31 декабря 2006 г. в результате реформирования АО-энерго создано 55 из 56 региональных магистральных сетевых компаний (МСК). С 2006 г. объекты ЕНЭС переданы в пользование ОАО "ФСК ЕЭС".
Общим собранием акционеров РАО "ЕЭС России" 28 июня 2006 г. одобрено размещение дополнительной эмиссии акций ОАО "ФСК ЕЭС" с оплатой принадлежащими РАО "ЕЭС России" акциями магистральных сетевых компаний, созданных при реорганизации АО-энерго. В соответствии с указанным решением принадлежащие РАО "ЕЭС России" акции МСК первой очереди (42 компании) в августе 2006 г. переданы в оплату уставного капитала ОАО "ФСК ЕЭС". Акции еще 9 МСК будут переданы в ОАО "ФСК ЕЭС" в оплату следующей дополнительной эмиссии, начало размещения которой планируется в июне 2007 г. До конца ноября 2007 г. планируется завершить реорганизацию путем присоединения всех созданных МСК и шести ММСК к ОАО "ММСК "Центр".
Совет директоров РАО "ЕЭС России" 27 октября 2006 г. одобрил снижение доли компании в уставном капитале ОАО "ФСК ЕЭС" со 100% до 76,94% путем размещения части дополнительной эмиссии акций в пользу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом для участия государства в финансировании инвестиционной программы ОАО "ФСК ЕЭС". Собрание акционеров 6 декабря 2006 г. одобрило сделку по приобретению дополнительных акций ОАО "ФСК ЕЭС" на сумму 10 млрд. рублей.

Создание межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)

В рамках консолидации распределительных сетевых активов по состоянию на 1 февраля 2007 г. функции единоличных исполнительных органов 26 распределительных сетевых компаний переданы управляющим организациям соответствующих межрегиональных распределительных сетевых компаний.
РАО "ЕЭС России" разработан план мероприятий по поэтапному переходу РСК на систему тарифного регулирования на основе экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала с 2008 г., предусматривающий разукрупнение существующих МРСК и создание новых 12 МРСК.
Проект Стратегии развития распределительного сетевого комплекса РАО "ЕЭС России", включая описание планируемых преобразований в структуре собственности МРСК, был принципиально одобрен Межведомственной комиссией по реформированию электроэнергетики в декабре 2006 г. и планируется к рассмотрению Советом директоров энергохолдинга в I квартале 2007 г.

Создание генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии (ОГК)

На сегодняшний день завершено формирование всех шести тепловых ОГК как единых операционных компаний. Акции компаний выведены на организованный фондовый рынок. В 2007 г. будет продолжено достижение целевой модели ОАО "ГидроОГК".
31 октября 2006 г. состоялось публичное размещение эмиссии дополнительных акций ОАО "ОГК-5". По итогам размещения 5,1 млрд. обыкновенных акций ОАО "ОГК-5" (14,4% уставного капитала) были выкуплены по цене 9 центов США за акцию, спрос превысил предложение более чем в 8 раз. Привлеченные компанией средства в размере 459 млн. долларов США будут направлены на строительство новых и модернизацию существующих генерирующих мощностей.

Создание территориальных генерирующих компаний (ТГК)

Совет директоров РАО "ЕЭС России" утвердил проекты создания всех 14 ТГК. 13 компаний (за исключением ТГК-12, которая формируется путем приобретения ОАО "Кузбассэнерго" генерирующего имущества, принадлежащего ОАО "Алтайэнерго") прошли процедуру государственной регистрации. На сегодняшний день завершено формирование целевой структуры ТГК-3 (ОАО "Мосэнерго"), ТГК-4, ТГК-5, ТГК-9 и ТГК-14; подписаны договоры купли-продажи генерирующего имущества между Кузбассэнерго (ТГК-12) и Алтайэнерго, сформирован холдинг ТГК-6, завершен I этап реорганизации ТГК-1, ТГК-2, ТГК-8, ТГК-10 и ТГК-13. Формирование целевой структуры всех ТГК будет завершено в течение 2007 г.

Сбытовые компании

По состоянию на 31 декабря 2006 г. в результате реорганизации региональных АО-энерго по видам деятельности были зарегистрированы 56 энергосбытовых компаний. Для повышения их финансовой устойчивости на переходный период Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил "базовый" вариант распоряжения акциями энергосбытовых компаний. Он предполагает передачу принадлежащих РАО "ЕЭС России" пакетов акций энергосбытовых компаний в доверительное управление ТГК путем заключения с РАО "ЕЭС России" договоров сроком на один год.
Помимо этого, в соответствии с решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" в отношении 8 энергосбытовых компаний были реализованы "пилотные" проекты распоряжения акциями компаний, предполагающие передачу акций в доверительное управление: 3 проекта – администрациям регионов, 1 проект – ОГК, 3 проекта – независимым сбытовым компаниям и 1 проект – продажа акций на открытом аукционе.
По состоянию на 1 января 2007 г., договоры доверительного управления заключены 42 энергосбытовыми компаниями из 45. Первый "пилотный" проект – продажа сбытовой компании на открытом аукционе – был завершен 6 июля 2006 г. На аукционе были проданы 47,36% акций Ярославской сбытовой компании, принадлежавших РАО "ЕЭС России". Спрос на акции превысил начальную цену предложение в 2,3 раза.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" 8 декабря 2006 г. принял основные решения относительно стратегии распоряжения акциями энергосбытовых компаний. Определено, что базовым вариантом распоряжения акциями является их продажа на открытом аукционе с начальной ценой не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Всем энергосбытовым компаниям энергохолдинга, а также неразделенным АО-энерго, региональными регулирующими органами субъектов РФ присвоен статус гарантирующих поставщиков.

Реорганизация Общества РАО "ЕЭС России"

В соответствии с решениями Совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" от 28 июля, 30 августа, 22 сентября и 27 октября 2006 г. реорганизация Общества будет проводиться в два этапа:
На 2007 г. намечена реализация первого этапа, в рамках которого из РАО "ЕЭС России" будут выделены ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5". Выбор именно этих компаний обусловлен, прежде всего, тем, что их формирование полностью завершено. Они обладают профессиональными командами менеджеров и готовы к полноценному самостоятельному функционированию и реализации перспективных инвестиционных проектов. Кроме того, при выделении ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5" из РАО "ЕЭС России" и проведении эмиссии дополнительных акций, доля государства в уставных капиталах этих компаний составит не менее 25% + 1 акция (блокирующего пакета).
В ходе второго этапа в 2007-2008 гг. произойдет прекращение деятельности головного общества РАО "ЕЭС России" через его разделение на компании целевой структуры отрасли (ФСК, Системный оператор, ОГК, ТГК, МРСК и др.).
Внеочередное собрание акционеров РАО "ЕЭС России" 6 декабря 2006 г. одобрило проведение первого этапа реорганизации компании в форме выделения ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5", утвердило коэффициенты обмена акций РАО "ЕЭС России" на акции ОАО "ТГК-5" и ОАО "ОГК-5".

 
« Пред.   След. »